Последнее обновление:16-10-2014
"ЦДМО - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ..." 

Еще в 2007 году мне посчастливилось стать частью одного из, пожалуй, лучших образовательных учреждений нашего города - математического кружка ЦДМО. С самого первого занятия стало ясно: подход к изучению математики в кружке был принципиально отличным от привычных "школьных" методов преподавания. Наверное, об этом говорят все выпускники, но не могу не отметить важнейший момент обучения в ЦДМО - здесь учат не тому, как действовать согласно ранее представленным алгоритмам, но самому быть творцом и изобретателем новых подходов и решений. Решение математических задач в кружке предстает перед учениками в совсем ином ракурсе - это творческий и невероятно увлекательный процесс. Поэтому, даже сейчас, когда я говорю своим друзьям или знакомым, что математика, в определенной мере, подобна искусству и не имеет ничего общего с заурядным использованием формул школьного учебника, ответная реакция - это крайнее удивление собеседника. И лишь те немногие, кому посчастливилось заниматься в подобных кружках и выйти за рамки школьного преподавания дисциплины, поймут, о чем речь.

Поэтому, даже сейчас, во время учебы в институте, сохраняется та же тенденция: пока другие безуспешно пытаются воспроизвести изученный ранее метод решения, ты понимаешь, что куда более эффективный выход - это попробовать найти решение самостоятельно. Причем, оно может оказаться принципиально отличным, и даже лучшим и более "красивым" в сравнении с шаблоном, приведенным в учебнике. По своему опыту могу сказать, что подходы, которым нас учили в ЦДМО - будь то поиск нового, оригинального решения, или принцип "решить задачу - это означает свести ее к уже решенной", могут быть успешно применены не только в разных дисциплинах (в том числе гуманитарных), но и в жизненных ситуациях.

ЦДМО - это не только преподавание математики на высоком уровне; хотя количество учеников кружка - призеров и победителей разного рода олимпиад - свидетельствует о том, насколько эффективна и успешна проводимая в его рамках деятельность. Это целый мир, это сообщество увлеченных единомышленников, которых объединяет не только любовь к математике, но общая тяга к саморазвитию и непрерывному познанию чего-то нового в самых разных сферах. ЦДМО - это, помимо занятий в кружке в течение учебного года, незабываемые летние и зимние математические школы и, конечно, клуб интеллектуальных игр.

Благодаря клубу интеллектуальных игр ЦДМО мне посчастливилось не только более трех лет принимать участие в различных синхронных чемпионатах, но еще и съездить на школьный чемпионат России по "Что? Где? Когда?". Даже сейчас, играя, например, все тот же знакомый ОВСЧ, но, теперь уже в КИИ МГИМО, я с особым теплом вспоминаю наши тренировки в клубе ЦДМО. Там нам не просто диктовали вопросы и зачитывали комментарии, но подсказывали, каким образом можно было прийти к ответу, что еще больше расширяло наши знания в разных областях. Кстати, именно благодаря одной из проведенных в ЦДМО серий "Азбук" я до сих пор узнаю живопись XVI века и с улыбкой прохожу мимо творений Арчимбольдо в Лувре или Тициана в Эрмитаже.

Наконец, ЛМШ - это место, где все аспекты деятельности кружка собираются воедино. Только в ЛМШ можно в один и тот же день стать участником "математического боя", сыграть очередной тур всеми любимой "Что? Где? Когда?" или принять участие в одном из спортивных соревнований. Ты погружаешься в эту среду настолько, что три недели летней школы пролетают совсем незаметно - не успеваешь оглянуться, как совсем скоро уже зачет и начало учебного года.

Время, проведенное в кружке, стало для меня ценнейшим опытом и источником знаний; а ЛМШ - местом, где я встретила множество замечательных людей. Несмотря на то, что, в отличие от большинства учеников кружка, я так и не получила один из дипломов олимпиад российского уровня по математике (на этом уровне мне покорился лишь английский язык) и не продолжила ее изучение на одном из технических факультетов, без шести лет в ЦДМО я бы вряд ли сегодня была той, кем являюсь. В рамках учебы на факультете международных экономических отношений, математические методы рассматриваются скорее как прикладной инструмент к решению задач по эконометрике или анализу экономической конъюнктуры. Однако возможность нестандартно мыслить и полученные на занятиях кружка умения и навыки, с точки зрения учебного процесса, на практике оказались бесценными.

Даже сейчас, в очередной раз пролистывая фотографии одной из летних школ, или общаясь с другими выпускниками кружка и ранее "лмшатами", я всегда вспоминаю о ЦДМО с особым теплом. Подводя итог, скажу лишь, что после пяти-шести лет занятий в кружке и ежегодных поездок в летние математические школы, я понимаю, что всю мою благодарность ЦДМО и, особенно, его руководителям, невозможно выразить словами.

Змызгова Ирина, студентка факультета Международных экономических отношений МГИМО (У) МИД России. Выпускница 2013 года.