Последнее обновление:16-10-2013

Статьи, публикации

К.П.Кохась
"СЕГОДНЯ Я САМЫЙ-САМЫЙ!" 

Человечество соревнуется издревле. Будь то соревнование политических систем в недавнем прошлом, футбольный кубок, волейбол на пляже или конкурс "Мисс Америка". Иногда эти соревнования жизненно необходимы, иногда просто приятны. Мы все различны, и как только появляется идея сравнить какие-либо наши качества - возникает соревнование. Наиболее увлеченные собираются в клубы, команды, перестраивают распорядок своей жизни, тратят массу энергии и средств для того, чтобы стать самым-самым. Гром аплодисментов на трибунах, фанаты в синих шарфиках, награды и поездки являются, конечно, дополнительными стимулами, но главные стимулы - все внутри человека.

Порою соревнования красивы и понятны каждому. Фигурным катанием можно восхищаться, не зная, что такое двойной тулуп. Иногда их пронизывает азарт борьбы - и весь стадион вскакивает, хотя - всего-то! - небольшой предмет (мяч) движется в направлении ворот. Порою зрелище более замысловато: оценить, например, фехтовальный поединок непросто. А порой и вовсе это не зрелище - сидят два человека за столом, держатся за головы, иногда пройдутся туда-сюда по сцене. Никакого шоу. Но как бы это ни выглядело, желание победить, желание увидеть свое имя в первой строчке оказывается настолько сильным, что ради него человек тратит лучшие годы своей жизни.

Но есть совершенно особый вид спорта, который не имеет своего массового зрителя, который обойден рекламой и вниманием спортивных телепередач и спонсоров. Соревнования в этом виде спорта весьма массовые, но, как правило, не на виду. Да и участники - в основном любители, не воспринимающие это как спорт.
Что общего, читатель, между многими из нас и великим русским поэтом А. С. Пушкиным? В такой постановке шутливого вопроса одни увидят авторскую бесхитростность, другие-возможность показать свое остроумие, а третьи - хороший сюжет для тоста. Как бы то ни было, подобно многим из нас, великому поэту не давалась математика. Увы! Есть физики, а есть лирики; кому - "божий дар", а кому - яичница. Сколько стоят два килограмма бананов мы, пожалуй, еще сможем подсчитать, ну а так, чтобы с теоремой косинусов - это хуже. А значит, и здесь есть повод для соревнования. И спорт, о котором идет речь, - это олимпиады по математике.

"Тоже мне спорт, - скажете вы, - этак у вас любой школьник спортсменом станет". Не станет. Ведь что такое спорт, особенно профессиональный? Это жесткий ритм тренировок, четкая целевая установка на победу, постоянное участие в соревнованиях и формирующийся вокруг этого уклад жизни. Если смотреть на десяток тысяч школьников (у нас в городе), участвующих в районном туре олимпиады по математике, - это, конечно, не спорт, это - "физкультура", всего лишь массовое ме- роприятие, "веселые старты", не больше. Но выберите из них 50 человек, скажем, 9-го класса, самых сильных в своей параллели, и вы увидите другую картину: среди сотни участников ежегодного городского тура эти пятьдесят были в прошлом году, были в этом и, не сомневайтесь, будут и в следующем. Именно из них в основном реально будет формироваться команда города на Всероссийскую олимпиаду по математике, и, скорее всего, кто-то из них окажется участником международной олимпиады.

Угадайте, где учатся эти 50 школьников - в математической школе или обычной? Думаете, в математической? Правильно. Почти все. Не все - лишь потому, что есть в городе хорошие школы (гимназии, лицеи), которые, хотя и не имеют математической специализации, но настолько хороши (престижны, известны), что сманить из них даже гения от математики - дело непростое. Но школа дает лишь часть их математической подготовки. Как правило, есть еще и другая сторона - математический кружок. И именно здесь объяснение тому, почему мы говорим только о математической олимпиаде, хотя в городе проходит около двух десятков предметных олимпиад. Увы (или к счастью?), физики и другие "младшие братья" не имеют такой развитой системы внешкольного образования, а точнее говоря, не имеют системы кружков, "вылавливающих" и воспитывающих победителя предметной олимпиады.

Как бы вы назвали подростка, который учится в спортивной школе, занимается в спортивной секции, летом ездит в спортивный лагерь, регулярно участвует в соревнованиях городского и всероссийского уровня, а перед ними проходит интенсивный курс подготовки на сборах? Попробуйте найти слово, более точное, чем "спортсмен". Ну а как тогда назвать школьника, который учится в математической школе, занимается в математическом кружке, ездит со своим кружком в летний лагерь, регулярно участвует в соревнованиях городского и всероссийского уровня, а перед ними проходит интенсивный курс подготовки на сборах? Юным дарованием или вундеркиндом? Да нет же, это тоже спортсмен (впрочем, некоторые из них одновременно с этим еще и вундеркинды и юные дарования).

Чем отличаются они от их коллег - шахматистов или представителей других, более "физических" видов спорта? Тем, что эти ребята - "герои-однодневки". Участвовать в международной олимпиаде случается лишь один раз в жизни (очень редко - два или три). Вся их напряженная подготовка, которая внешне никак не заметна, позволяет прорваться вперед, обогнать небольшую группу более способных (как правило, провинциалов) и горстку таких же сообразительных, но менее удачливых соперников, сверкнуть - а потом уйти. В отличие от большого спорта здесь все начинается довольно поздно, а кончается слишком рано. И с окончанием школы завершается их олимпиадная карьера.

В их достижениях нет красочных показателей и зрелищных рекордов. Олимпиаду по математике выигрывают не доли секунды, как в спринте, не забитые мячи, как в футболе, и не удары, как в боксе. Обгоняя соперников, они не укладывают их на лопатки и не создают позиционное преимущество. Они всего лишь решают задачи, и тот, кто больше решил, - победитель. Но не обманывайтесь словами, это не задачи в том смысле, как мы их помним на уроке или экзамене. Не загадки, для решения которых всего лишь надо применить одно из известных правил или со всех сторон изученный на уроке метод. Каждая олимпиадная задача - это неизвестное явление, неприступная гора, вершина которой скрыта облаками, кролик, неизвестно каким способом вынутый из шляпы, тупик, из которого тем не менее должен быть какой-то выход. Вы можете пользоваться любыми формулами, делать любые преобразования, писать какие угодно уравнения. Решение совершенно неожиданно, его не запланировать, оно не следует ни из каких посылок условия, и вначале совершенно неясно, что именно такой путь может привести к успеху. И уж совсем не видно со стороны, какого напряжения стоит придумать это решение. Сколько сил потребовала эта коротенькая строчка, из каких глубин памяти всплыла эта аналогия, давшая по-новому взглянуть на условие задачи, И какие чувства вызывает все еще пустой лист.

Посмотрите на запись шахматной партии. Не правда ли, она абсолютно невыразительна и не передает ни остроты, ни напряженности поединка - для тех, кто не умеет или не хочет вникнуть в эти записи. Так и нотный лист сам не играет мелодию, на нем записанную. Но миллионы любителей со всего света следят за баталиями гроссмейстеров. Им помогают в этом комментарии телепрограмм, шахматные странички газет, специализированные журналы. И из сухих строчек рождается красота комбинации и глубина замысла атаки. И это в шахматах, которые "мы не проходили", и понимание которых куда сложней, чем весь курс школьной математики! Парадокс: несмотря на всеобщую грамотность и хотя бы минимальное математическое образование у каждого человека, олимпиады по математике оказываются дальше от него, чем "внешкольные" шахматы. Любой мальчишка хотя бы раз в жизни играл в футбол. Любой хотя бы раз в жизни писал контрольную по математике. Ощущения не очень похожи. Многие школьники видят в математике не красоту и силу мысли, а натаскивание, тупое заучивание и повод для головной боли. Здесь нет ореола игры интеллектуалов, как в шахматах. Есть что-то пугающее в простых словах "решите задачку", что-то настораживает нас в слове "математика", и уж поистине нужно иметь сильное желание, чтобы преодолеть нагромождения непонятных формул. Поэтому участники и победители математических олимпиад остаются изгоями спортивного мира.

Не так уж это и плохо. С окончанием школы заканчивается их спорт. Занимаясь математикой, они получили заряд бодрости, заряд силы и здоровья (интеллектуального, а не физического), который надолго останется их невидимым преимуществом над окружающими. В восемнадцать они в университете, в двадцать три - в аспирантуре. Их бывшие коллеги на стадионах все еще пинают несчастный мячик, царапают коньками лед или лупят друг друга по морде, а эти - доказывают теоремы, пишут статьи, выступают на конференциях. Они опять рвутся стать первыми, но уже как профессионалы, как исследователи и первопроходцы неизвестного и нереального мира абстракций. Здесь опять как в спорте: если ты не бежишь изо всех сил - ты безнадежно отстал. Только цель этого забега и его результаты, хочется верить, все же значительнее, чем эти бессмысленные секунды, килограммы, сантиметры...

Впрочем бегут и карабкаются не все. Наука - не единственное поприще для умного человека. Кто-то выбрал себе дорогу в другом направлении, по другим интересам, кому-то не повезло или наоборот повезло, и это увело его в сторону, кто- то разочаровался, понял, что спортивные награды - это при- манка, на которую его поймали в детстве, втянув в совершенно чуждую ему деятельность. А кто-то - просто надорвался.Травмы есть и в этом виде спорта. Они тоже невидимы, а заживают значительно дольше, если заживают вообще.

Олимпиада по математике - это спорт. Как здорово быть победителем! Сегодня я самый-самый! А завтра... Об этом подумаем позже.


Перепечатано из сборника "Задачи Санкт-Петербургской олимпиады школьников по математике 2003 года". - СПб.: Невский диалект; БХВ-Петербург, 2003. - 224 с.